Автор — Анна Схемова, логопед-дефектолог, г. Челябинск.
Инклюзивное образование… Что это? Совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений? Да, но не только. Идея инклюзии подразумевает подстройку всей образовательной среды под конкретного (и каждого) ребёнка-инвалида. Главный принцип инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка». Одним словом, утопия. Прекрасная идея, несущая разочарование всем участникам образовательного процесса. И вопрос не в том, насколько внедрение инклюзивного образования реально, а в том, насколько реально сделать это качественно…
Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».
Первые шаги инклюзивного образования в России оказались сразу семимильными – без глубокого общественного и профессионального обсуждения, без обеспечения образовательных учреждений тьюторами (сопровождающими), без сокращения наполняемости классов до 6-8 обучающихся и т.д. и т.п. Так высокая идея на практике начала превращаться в профанацию…
Главная проблема введения инклюзивного образования – не в “стереотипах и предрассудках”, не в “низкой культуре педагогов” и не в “неготовности” учителей “принять” детей-инвалидов. И даже не в том, что учителей не снабдили конкретными методическими разработками и технологиями обучения разных категорий детей-инвалидов, предложив лишь общие философские постулаты, изложенные в идеализированных концепциях и озвученные в рамках многочисленных семинаров и прочих мероприятий “в помощь педагогам”.
Проблема в том, что очень затруднен сам процесс включения ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, приведшими к инвалидности, в программу обучения массовой школы, крайне затруднена сама возможность организации образовательного процесса и аттестации, особенно на второй ступени обучения, когда добавляются сложности, связанные с предметным образованием.
Тем не менее, чиновникам, уполномоченным по правам ребенка, реагирующим на обращение родителей ребёнка-инвалида с просьбой (или требованием) устроить ребенка в определенную школу, надо “решить вопрос”, ибо есть вышеперечисленные (федерального уровня) документы. Чиновников не интересует, как. Решите и точка.
А учителей интересует именно это «как»: как в рамках инклюзива учитывать специфику обучения детей с различными ограниченными возможностями. К примеру, в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида (для детей с умственной отсталостью) математику преподают только в предметно-практической направленности, то есть для использования в повседневной жизни. Нет ни химии, ни физики, как таковых – они изучаются в рамках естествознания. Ученикам не преподают алгебру – они просто не могут её усвоить. При этом в коррекционных учреждениях VIII вида обязательны специальные занятия по ритмике, развитию речи, социально-бытовая ориентировка и т.п.
И что прикажете делать учителю массовой школы? Ему сегодня идти на урок. Да будь он семь пядей во лбу, не обеспечит он качественной инклюзии. Чиновник надавит, ребенка поместят в класс, и случится инклюзия фиктивная.
…Внедрение инклюзии начали с обеспечения “физической” доступности образовательных учреждений – установки пандусов, поручней… (правда, проёмы в туалетах остались прежними – на коляске не проехать, не развернуться, но, в принципе, вопрос решаемый при выделении достаточного финансирования).
Пандусы, лифты, подъёмники – это всё прекрасно, да только инвалиды-колясочники – лишь малая часть детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалид-колясочник – это как раз самый легкий случай в плане включения в образовательный процесс в “обычной” школе.
Совсем другое дело — дети с выраженными психическими отклонениями, неспособные усваивать типовую образовательную программу. Представьте, у вас в классе ребёнок с аутизмом, который сидит под партой, поскольку ему там комфортнее, и мычит весь урок. Другой ребёнок – с умственной отсталостью: он не понимает объяснения учителя, да и по индивидуальной карточке самостоятельно заниматься не в силах, вот и хохочет, кривляется, выкрикивает непристойные слова, срывая весь учебный процесс… И пока Институт проблем инклюзивного образования рассуждает о возможности введения тьюторов, такая “инклюзия” УЖЕ практикуется в школах. Страдают все участники образовательного процесса. А чиновники от образования, запрашивая многочисленные отчеты и мониторинги, требуют, чтобы процент образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование, неуклонно увеличивался.
Так по всей стране расцветает формальная инклюзия. А это страшнее, чем отсутствие инклюзии вообще.
Между тем, в нашей стране создана великолепная система коррекционной педагогики. Она включает в себя подготовку узких специалистов – учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов. Сеть учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, а главное — профессию. Разработаны уникальные методики обучения, специальные программы и оборудование для школ, обучающих слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т.д.
И неужели тьютор – помощник учителя общеобразовательной школы – равноценная замена квалифицированным специалистам-дефектологам, а создание особых, специальных условий для получения детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям, и профессии – это нарушение их прав? (Ведь именно так ставится теперь вопрос – как проблема защиты прав инвалидов, когда каждое критическое выступление воспринимается как персональный выпад в адрес больных детей: “против инклюзивного образования – значит, против инвалидов”). Но ведь никому в голову не приходит, например, говорить об ограничении прав беременных женщин, которых наблюдают в “особых условиях” женских консультаций, а не в поликлиниках вместе со всеми остальными “обычными” людьми. Такие заявления были бы абсурдными (хотя современная реальность уже полна примеров, как некоторые общечеловеческие идеи терпимости и толерантности доводятся до абсурда в европейских странах…) Как бы там ни было, принципы инклюзивного образования предполагают отказ от традиций отечественной коррекционной педагогики и ликвидацию специально созданных условий.
Таким образом, под речи о защите прав детей-инвалидов постепенно, исподволь начинает разрушаться уникальная система коррекционной педагогики. Идея инклюзивного образования имеет экономическую подоплеку. Обучение ребенка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обходится казне намного дороже. Коррекционная педагогика – с ее вузами, с учителями-дефектологами, с системой школ восьми видов, с особыми программами, со специальным оборудованием, с собственными учебными пособиями, малой наполняемостью классов и групп – дорогое удовольствие.
Инклюзивное образование выглядит гораздо более дешевым решением проблемы. Именно поэтому западные страны, столкнувшись с необходимостью дать образование детям-инвалидам, поначалу пошли по пути советской коррекционной педагогики, но быстро опомнились. Рассудили так: «У ребенка-инвалида есть право учиться? Пусть идет в обычную школу наравне со всеми».
А российская система образования, в соответствии с текущей политикой Минобрнауки, сломя голову кинулась перенимать опыт Запада, вместо того, чтобы развивать наши сильные стороны. Необходима инклюзия не образовательная, затрудняющая получение качественного образования и коррекции, а инклюзия социальная: включение инвалидов в социальные процессы и отношения, путем установления тесных связей между коррекционными и общеобразовательными школами.
Фото миниатюры с сайта amurpress.ru
Tags: образование, РВС, Социальная война, ювенальная юстиция
Екатерина
Как много способов истребления человечества и все под видом добрых дел, и впрямь волки в овечьей шкуре!
Родители! Отвлекитесь от своих повседневных рутинных дел, оглянитесь вокруг, нужно это остановить! Действительно, необходима социализация детей с ограниченными возможностями, а не уничтожение системы образования!
yurgita Post author
Огромная благодарность педагогу — автору статьи за освещение проблемы.
Но я думаю, нужны и другие люди, кто может сказать в этом свое слово — педагоги, родители.
toshysun
Согласен с автором: под лозунги о правах детей-инвалидов чиновники похоже пытаются банально решить экономические трудности.
Но беда в том, что это система «Инклюзивного образования» как раз и нарушает права детей с ограниченными возможностями. Ведь в рамках общеобразовательной программы такие дети не в состоянии учиться. А программу, позволяющую им получить доступные их возможностям знания — у них забрали.
Не говоря уже о том, что страдает процесс обучения всех детей в целом. По-моему все очевидно (и приведенные в статье примеры это наглядно доказывают).
И знаете, хочется сказать, что уничтожать годами наработанную систему социализации детей, которым не повезло в жизни, ради решения сиюминутных задач — это как то чересчур. Как говорил герой фильма «Джентельмены удачи»:
— «… то бензин, а это дэти!».
Лично я иду размещать ссылку на эту статью на своих эккаунтах в соцсетях и прошу максимальный перепост.
Всех неравнодушных — приглашаю за мной.
Баба Тая
Великолепная статья! Ясно и конкретно указаны все проблемы. Я – бабушка, представительница детей с ограниченными возможностями. Знаю проблемы многих коррекционных школ, т.к. встречаюсь и с родителями из других специальных коррекционных школ.
Что сейчас получают дети в системе коррекционного образования: доступные программы, постоянное лечение, усвоение программы в доступном темпе и с использованием специальной наглядности и приборов, дети сравнивают свои достижения с др. детьми и это их вдохновляет, работают педагоги-энтузиасты высокой квалификации (кадры обучаются и подбираются годами, не каждый сможет так работать!), медсестры, массажисты, преподаватели лечебной физкультуры. Дети получают доступные по содержанию и по напечатанному тексту учебники для слабовидящих и незрячих. Есть спец аппаратура для развития зрения, слуха и движения. А при инклюзии наши детки всего этого лишатся .
Представим, что получат наши дети, если их переведут в массовую школу: отсутствие вышеуказанных условий для обучения и реабилитации, потерю веры в собственные силы, скорей всего насмешки и издевательство окружающих. Взгляните на то, как не приспособлены наши школы и вся окружающая среда для детей-инвалидов. Многие, кто бывает сейчас за границей , видят, как там люди свободно передвигаются.
Потери, которые понесут дети в массовых школах, очевидны. О них хорошо написала Анна в своей статье.
За рубежом хорошо работает система социальной поддержки таких людей, наши же ограниченные льготы надо выбивать – эти льготы больше на бумаге.
Уважаемые родители, не дадим разрушить равнодушным чиновникам систему образования, которую создавали десятилетиями!
nikon-fg
Мой внук учится в начальной школе, отличник! Программа сложная и многое приходится дорабатывать дома, используя интернет и дополнительную литературу. Нас приглашали на открытые уроки . А на родительском собрании учительнице приходится часто нам что-то объяснять, даже родители не все, а тем более мы, деды и бабушки, в состоянии помочь ребенку в обучении.
Представим, что в классе появился один или несколько детей с умственной отсталостью, незрячих или глухих и т.д. Ясно, что для них должен быть другой темп изложения материала, другая программа, другие наглядные пособия, а тьютор тут не спасет, только будет отвлекать весь класс беседой с этим ребенком и урок будет практически сорван, т.к. все внимание учителя будет сосредоточено на этих особых детях. Что получит мой внук и другие дети в результате такой «инклюзии» …? Ответ очевиден.
Мне жалко и тех и других детей!
Дед отличника
tasetim
С большим интересом прочла статью Анны Схемовой, которая правильно воспринимает «крылатую фразу» «nunc, aut nunquam», действовать, а не иметь желание «блеснуть мудростью». Эта статья дает возможность всем желающим проанализировать различные аспекты темы и обсудить ее публично. Инклюзивное образование детей с особыми проблемами является ключевой задачей современной образовательной политики
Новый закон «Об образовании», утвержденный президентом, подписан множеством чиновников, которые и должны его исполнять, но видимо социальный интерес на местное сообщество так и остался в детской сказке (Маша и медведь) — высоко сижу, далеко гляжу.
Зачем существуют школы, которые не адаптируют систему образования к потребностям всех учащихся, особенно тех, которые и без того обижены с момента рождения. Инклюзивное образование говорит о воспитательной справедливости, что является важным ориентиром для образования детей инвалидов, лиц с особыми потребностями, их доступ к качественному образованию и уважению как личности, а впоследствии умение приобщаться к жизни, устранении некоторых сложностей.
Современная система образования должны уважать, развивать, устранять различия между специальной и общеобразовательной школами, а также разнообразить мультикультурализм. Только таким образом, все мы будем считаться цивилизованными.
yurgita Post author
Tasetim, несколько раз прочла ваш комментарий, признаться, не могу его понять до конца.
«Зачем существуют школы, которые не адаптируют систему образования к потребностям всех учащихся» — то есть зачем сейчас существуют обычные школы?
Вы пишете: «их доступ к качественному образованию и уважению как личности, а впоследствии умение приобщаться к жизни, устранении некоторых сложностей», — но автор статьи и говорит о том, что специальные методики, разработанные для детей с ограниченными возможностями, направлены на то, чтобы ребенок научился жить в обществе: «При этом в коррекционных учреждениях VIII вида обязательны специальные занятия по ритмике, развитию речи, социально-бытовая ориентировка и т.п.» Разве это не уважение к личности?
Вы пишете: «Современная система образования должны уважать, развивать, устранять различия между специальной и общеобразовательной школами» — но автор говорит немного о другом: «Необходима(…) инклюзия социальная: включение инвалидов в социальные процессы и отношения, путем установления тесных связей между коррекционными и общеобразовательными школами.»
«…а также разнообразить мультикультурализм» — при чем здесь мультикультурализм, если речь идет о детях с ограниченными возможностями?
При этом в мире говорят о провале политики мультикультурализма.
Pingback: Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие… куда? | Суть времени
tasetim
Yurgita, в данном случае не обсуждается моя манера высказывать собственные мысли, ведь в статье речь не об этом. Если вы хотите, мы обсудим это в личной переписке. Слово «Мультикультурализм» говорит само за себя, начало которого переводится с латыни – «много». Если бы я выразилась «поликультурность» («поли» в переводе с греческого — много), вам было бы понятнее. Тем более подразумевается культурное равенство в обществе любого человека. Что касается провала, какого-то направления и с этим все ясно. У нас сначала придумывают и кричат — «Ура». Меняется власть и все, что было «до», становится утопией, к этому все привыкли.
Одно только название статьи Анны Схемовой дает понять, в каком направлении будет развиваться тема. Статья легко читаемая, материал излагается ясно, последовательно, доступен читателю.
Важно лишь одно, основной целью педагогов или узких специалистов: учителей-логопедов, дефектологов, в том числе сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов является организовать, обеспечить и гарантировать, что все дети, независимо от возраста, пола, страны происхождения, семейного положения, социального происхождения и интеллектуальных способностей должны иметь познавательные возможности для развития и чтобы дети-инвалиды пользоваться правами человека на равной основе с другими детьми.
Инклюзивное образование дает возможность узнавать и принимать индивидуальные различия, уменьшать окружающее воздействие и даже преследования и запугивание, что тоже возможно. Педагогам, разрабатывая учебный план школы и методы обучения, используемые на уроке, стоит обращать особое внимание не только на процессе обучения, но и способствовать дружеским отношениям между детьми, потому, что их нельзя различать по каким бы то ни было дефектам.
yurgita
tasetim, я говорю не о вашей манере высказываться, а о том, что мне непонятна основная мысль вашего комментария, и я прошу ее уточнить, чтобы верно вас понять. Мне интересны отзывы к этой статье, я хочу лучше разобраться в затронутой теме.
Насколько я поняла автора, она говорит об опасности разрушения методик работы с особыми детьми под предлогом введения инклюзии, которая принесет только дополнительные проблемы, а не решит существующие.