Аргументы для резолюции общественных слушаний от челябинского регионального отделения РВС

Опубликовано

Данные аргументы были переданы Свинину А.А. для включение в резолюцию общественных слушаний по теме «О практике реализации проекта «Колыбель надежды» («бэби-боксы») в контексте мер по поддержке беременных женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации», проходивших в г.Челябинск на площадке форума активных граждан «Сообщество» 13 августа 2015 года.

Последнее время в нашей стране стала продвигаться идея установки бэби-боксов. Бэби-бокс это специальный контейнер-приёмник для детей, открывающийся с двух сторон: с улицы, чтобы женщина могла  туда положить своего ребёнка и внутри здания, где его принимает дежурный.

Использование ящика для подкидывания детей отличается от отказа от ребёнка в роддоме тем, что он обеспечивает именно анонимность этой печальной процедуры.

Активисты РВС обеспокоены проблемой продвижения механизмов анонимного отказа от ребёнка.

На данный момент такие ящики для детей функционируют в 12 регионах. Всего в России установлено 20 бэби-боксов.

Основным аргументом сторонников установки бэби-боксов является утверждение, что он может спасти ребёнка от смерти, так как якобы мать, решившая избавиться от ребёнка, вместо совершения убийства  получает возможность оставить его в бэби-боксе. Ниже приводим аргументы против установки бэби-боксов в России:
1. Это разрушительно для человека и общества в целом.
2. Это не работает.
3. Это не законно.
4. Это создаёт почву для преступлений.

1. Это разрушительно для человека и общества

Анонимность и простота процесса избавления от ребёнка через бэби-бокс делает этот процесс комфортным и лёгким. Отказ от ребенка преподносится как некое благо, которое должна совершить мать. Так на приёмниках написано: «Окно жизни», «Спаси жизнь своему ребёнку»… Таким образом, лёгкость и комфортность отказа при совершении некоего «благого поступка» позволяет женщине избавиться от чувства стыда за этот, на самом деле, ужасный и расчеловечивающий её поступок – отказ от своего ребёнка, отказ от материнства.

Чем больше таких ящиков будет открыто в России, тем больше женщин и девочек будут знать о них и о том, что от ребёнка МОЖНО и ДОПУСТИМО избавиться. Вот так вот просто «выкинуть и забыть» без каких либо последствий для себя.  Это, безусловно, станет работать на снятие общественных табу, предназначенных для  защиты общества от разрушения.

2. Это не работает

Практика, статистика и специалисты показывают, что боксы задачу спасения ребенка не выполняют вообще.

По утверждению уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области Г.Л. Прохорычева:
«Во Владимирской области «Бэби-бокс»  был создан в 2011 году при областной детской клинической больнице по инициативе общественной организации из Пермского края. За прошедший период (четыре года) ни один ребенок не был помещен в бэби-бокс. По данным Следственного Комитета по Владимирской области по ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного) ежегодно возбуждаются от 8 до 12 уголовных дел. Статистика практически не меняется».

Заявление уполномоченного по правам ребенка Кировской области Владимира Шабардина:
«На прошлой неделе я был в следственном комитете, мы разбирали ситуацию по всем убитым младенцам за последние два года, и ни в одном из этих случаев мать не понесла бы ребенка никуда.  Если женщина решила убить ребенка, не предпринимая никаких действий по его спасению, она его убьет».

3. Это не законно

Анонимный отказ от ребёнка противоречит многим законам и международным соглашениям, принятым в нашей стране.

Уполномоченный по правам ребёнка РФ Павел Астахов заявляет:
«Это противоречит федеральному законодательству, потому что ребёнок оставляется анонимно, а каждый ребёнок имеет право знать о своей матери, отце, это должно быть оформлено юридически, эти процедуры существуют и их нельзя нарушать».

Статьи из Семейного кодекса РФ, о которых идёт речь:

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на
совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Дополнительные юридические аспекты юридические аспекты:

  • Работа «бэби-бокса» в круглосуточном режиме представляет повышенную опасность для организаций здравоохранения, поскольку предоставляет свободный доступ в здание для террористов и наркоманов (вспомним Будённовск), что в случае совершения террористического акта (ст. 205 УК РФ), захвата заложников (ст. 206 УК РФ), хищения наркотических средств (ст. 229 УК РФ) можно будет расценивать, как халатность руководителя (ст. 293 УК РФ), не принявшего надлежащих мер для охраны помещения.
  • Фактически действующее законодательство позволяет женщине анонимно родить ребёнка и так же отказаться от ребёнка, оставив его в лечебном учреждении или же сдав его в медицинскую организацию без предъявления документов в случае рождения в домашних условиях.
    Согласно статье 19.1. Порядок государственной регистрации рождения ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния», «Государственная регистрация рождения ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, производится по заявлению медицинской организации, в которой находится ребёнок, либо органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка не позднее чем через семь дней со дня его оставления матерью.
    Сведения о фамилии, об имени и отчестве ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, вносятся в запись акта о рождении этого ребёнка по указанию органа или организации, определённых пунктом 1 настоящей статьи. Сведения о родителях ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, в запись акта о рождении этого ребёнка не вносятся».
    Следовательно, никаких обязанностей для родителей оставленного ребёнка не наступает.
    Кроме того, если женщина находится в трудной жизненной ситуации, она вправе оставить ребёнка по заявлению в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения до исполнения ему четырёхлетнего возраста на основании ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
    Вместе с тем, при установленной законом системе, мать в любое время вправе вернуть ребёнка в семью или, в случае лишения её родительских прав, восстановиться в родительских правах, чего может не случиться при анонимной передаче ребёнка в ББ, поскольку никаких актов передачи ребёнка из рук в руки не составляется. Ребёнок может попасть в преступную схему бизнеса на детях.
  • Бэби-боксы противоречат  Конвенции по правам ребенка.  Вот каковы были заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка от 31 января 2014 года:
    45. Комитет обеспокоен наличием так называемых ящиков для младенцев, которые позволяют анонимно избавляться от детей в ряде регионов государства-участника, что является нарушением, в частности, статей 6?9 и 19 Конвенции.
    46. Комитет настоятельно призывает государство-участник принять все необходимые меры для отказа от так называемых ящиков для младенцев, и поощрения альтернативных мер, полностью учитывающих обязательства по всестороннему выполнению всех положений Конвенции. Кроме того, Комитет настоятельно призывает государство-участник активизировать усилия по устранению коренных причин, лежащих в основе отказа от новорожденных детей, в том числе за счет предоставления услуг в области планирования семьи, а также предоставления надлежащего консультирования и социальной поддержки на случай незапланированной беременности и предупреждения беременностей, связанных с высоким риском для здоровья.

На II съезде общественной организации защиты семьи РВС депутат Государственной думы, председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина в своем выступлении четко обозначила, что в России нет необходимости создавать отдельные новые законы о семейном насилии и бэби-боксах, предполагающих «комфортный отказ матери от ребенка».
«Был такой законопроект, но мы отказались от этой идеи, потому что общество и эксперты не видят в нем необходимости», — отметила она. «Принятие такого закона породило бы разрастание этой практики», — заключила глава думского комитета.

Вполне серьёзными могут оказаться и наши опасения, что сотрудники бэби-боксов  могут оказаться причастны к совершению преступлений, предусмотренных ст. 125 УК РФ, как пособники в оставлении в опасности лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а так же как соучастники иных сделок в отношении человека, совершённых в целях передачи, укрывательства или получения; в отношении двух и более лиц; в отношении лиц, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, либо в материальной или иной зависимости от виновного; лицом с использованием своего служебного положения, то есть, в преступлении, предусмотренном пунктами «а», «в», «з» части 2 ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Поэтому рассмотрим вероятность возникновения ещё одного опасного прецедента, скрытого в инициативе анонимного отказа от ребёнка.  Итак, последний пункт:

4. Это создаёт почву для преступлений.

Анонимность бэби-бокса может быть использована во всевозможных криминальных схемах.
Приёмник может скрыть преступление. Так,  мать может убить или выкинуть ребенка, а потом, если у кого-то возникнут вопросы, и некие службы захотят узнать, где же ребенок, которого она носила, она может сказать: «Я положила его в бэби-бокс».

А если, допустим, мать решила ребенка продать? Ведь есть же такие случаи, они широко известны. Продала. К ней у соответствующих служб возникли вопросы, а она в ответ: «Я его в бэби-бокс отнесла». Как проверить, если практика будет введена повсеместно, и детей в ящики начнут помещать с завидной периодичностью?

Есть ещё один возможный вид криминала – это  выкраденные дети, затем помещенные в бэби-бокс. Такой киднепинг, в принципе, станет не раскрываемым преступлением. Криминальная схема возможна примерно такая: ребенка крадут в одном городе, вывозят в другой, а уже там кладут в бокс. Далее срабатывает определенная коррупционная схема, блокирующая поиск пропавшего ребенка и «содействующая» тому, что ему быстро находятся «усыновители», которым, возможно, передают его под опеку. Через какое-то время органы опеки дают добро на его усыновление.

Не исключено подкидывание в бэби-бокс детей не родителями, а их родственниками по различным причинам.

Все эти опасения подтверждает прецедент в Германии, когда там при проверке выяснили, что не известна дальнейшая судьба каждого пятого ребёнка, подкинутого в бэби-бокс. Также немецкие СМИ сообщают о случаях, когда в бэби-бокс помещают уже умерших младенцев.

Но такое возможно не только в Германии, вот, например, вывод прокуратуры по бэби-боксу в Екатеринбурге :

«Согласно заключению прокуратуры по результатам проверки, в бэби-боксе не фиксировались вызовы, то есть неизвестно, сколько детей действительно поступало в бэби-бокс».

Мы абсолютно уверены в том, что наличие этих коробок совершенно не означает, что ребенка не выкинут или не убьют, а отнесут в бэби-бокс. Практика использования бэби-боксов  доказывает, что на спасение детей они не работают. Ведь на самом деле они рассчитаны на совершенно другие социальные слои. На умеренно неблагополучных, которым следовало бы просто помочь детскими пособиями и гарантией того, что они смогут отправить детей в ясли, детсады. И на вполне благополучных, которые по какой-то неведомой русскому человеку причине сочли, что им «не нужны лишние хлопоты».

Всё это, таким образом, является механизмом оправдания асоциального поведения, придания ему статуса нормальности, и поощрением известного движения «чайлд-фри».  Бэби-боксы не способны решить заявленную их инициаторами позитивную задачу по спасению новорожденных от смерти, но при этом создают условия для разрушения общественных норм, подталкивают женщину  к лёгкому  и комфортному отказу от ребёнка, который одновременно снимает с нее любые моральные и материальные обязательства, превращая её в безответственную  «кукушку».

Tags: