В связи с принятием закона «О Социальном обслуживании» недопустимо выходить их рамок действующего законодательства, а именно, не нарушать статьи (Конституции РФ ст.23, УК РФ ст. 137, Семейного кодекса РФ ст.1). Эти статьи никто не отменял и на этом можно сделать упор. Создание ювенальной структуры, в рамках предлагаемого закона, как раз противоречит этим конституционным нормам, а именно создание ювенальных технологий, основанных на «суперведомстве-опеке», механизмов необоснованного вмешательства в семью с помощью вневедомственного взаимодействия госорганов (школы, детсады, медицинские учреждения, полиция), телефонов доверия, рыночных НКО, где происходит незаконный сбор и передача личной информации. Для создания антиювенальной структуры можно сделать следующее.
1.1 Принцип сбора информации.
Всем нам известно , что оценка стимулирует учащихся (любого человека) получать высокие оценки: «4-ки», «5-ки». Подобный принцип был положен в основу оценивания поведения детей доктором педагогических наук, профессором, академиком АГН Молчановым Сергей Григорьевичем. Более того, в его методике заложен принципы «воспитания в коллективе и через коллектив» и «опоры на положительное», предложенные ещё А.С. Макаренко.
Дети сами (взаимно) оценивают каждую компетенцию (личное качество) каждого сверстника (-ицы) по десяти-балльной шкале. Оценка становится достоверной при не менее, чем пяти экспертных оценок (а в группе (классе), как правило, более двадцати обучающихся (воспитанников). Оцениванию подлежат только позитивные качества («ответственность», «гражданственность», «духовность», «пассионарность» и др., к примеру, названные в Послании Президента В.В. Путина (12.12.12 и 12.12.13). Взаимность оценки снимает жесткость, обеспечивает тактичное оценивание. Зная о том, что члены социальной группы будут тебя оценивать периодично (раз в месяц или в четверть), каждый старается совершить по отношению к другому полступки, в которых проявляются, именно, оцениваемые качества.
1.2.1. Рассмотрим более детально этот процесс.
Из расширенного перечня социальных положительных компетенций — приложение 1 выбираются компетенции в зависимости от возрастной группы, к примеру, 4-й класс — приложение 2, далее сами учащиеся оценивают друг друга и заполняют таблицу экспертной карты — приложение 3, статистический анализ выраженности качеств каждого члена социальной группы проводит педагог и получает информацию о выраженности каждого качества у каждого члена группы — приложение 4, появляется возможность, при последующих, повторных экспертных оценках, сравнивать числовые значение выраженности качеств (сплошная линия, следующий замер — пунктирная линия) и фиксировать: а) либо «сползание» к плохому, либо б) увеличение хорошего (можно строить графики динамики личных качеств в группе, у каждого ребенка, каждого качества и т.д.
Таким образом, решается сразу несколько проблем, собирается информация о уровне «воспитанности» («социализованности»), тем самым решается проблема профилактики.
«Сползание» к плохому будет проявляться в поведении воспитанника по отношению к сверстникам (уже в младшей группе, у 3-4-летних). И можно, через ребенка, увидеть, что происходит в семье: если уровень положительных социальных компетенций у ребёнка растёт, то нет необходимости вмешиваться в семейные отношения. Если же положительные компетенции у ребёнка ухудшаются (проявляются все реже), тогда требуется квалифицированное вмешательство, начиная с педагога, работника социальной защиты, участкового и проч.
Начинается все с использования педагогом своих компетенций для индивидуального подхода к ребёнку. Если возникает необходимость, то привлекаются социальные педагоги, психологи, медицинские работники, зам. директора по воспитательной работе, родительская общественность (по методике проф. Молчанов С.Г.) и т.д.
Такая технология позволит идентифицировать семьи, «сползающие» в маргинальное социальное пространство, которыми и будут заниматься органы опеки и соответствующие НКО.
Внедрение предлагаемой технологии позволит избежать капиталоемких, трудозатратных (и кроме того, чуждых нам и противоречащих нашему законодательству) ювенальных технологий.
Создание новых структур обременит бюджет и увеличит коррупционность. В «Законе об образовании» нет должного отношения к воспитанию учащихся. Используя закон «О социальном обслуживании» внедрив методику Молчанова С.Г., мы тем самым дадим существенный импульс учителям для развития и главное оценки воспитательных процессов в школе.