То, что нам мешает, это нам и поможет

Опубликовано

В связи с принятием  закона «О Социальном обслуживании» недопустимо выходить их рамок   действующего законодательства, а именно, не нарушать  статьи (Конституции РФ ст.23, УК РФ ст. 137, Семейного кодекса РФ ст.1). Эти статьи никто не отменял  и на этом можно  сделать упор. Создание ювенальной структуры, в рамках предлагаемого закона,  как раз противоречит этим конституционным нормам, а именно создание  ювенальных технологий, основанных на  «суперведомстве-опеке»,  механизмов необоснованного вмешательства в семью с помощью вневедомственного взаимодействия госорганов (школы, детсады, медицинские учреждения, полиция), телефонов доверия, рыночных НКО, где происходит незаконный сбор и передача личной информации.  Для создания антиювенальной  структуры можно сделать следующее.

  1.   Функции сбора информации  делегировать не структурам вневедомственного взаимодействия, а поручить это школам (классным руководителям, социальным педагогам).  Учителя по долгу профессии занимаются воспитанием учащихся,  и сбор информации о поведении учащихся  и если надо воздействие на родителей не может быть нарушением  действующего  законодательства.

1.1                   Принцип сбора информации.

Всем нам известно , что оценка стимулирует учащихся (любого человека) получать высокие  оценки:  «4-ки», «5-ки».  Подобный принцип был положен в основу  оценивания поведения детей  доктором педагогических наук, профессором, академиком АГН Молчановым Сергей Григорьевичем. Более того, в его методике  заложен принципы  «воспитания в коллективе и через коллектив»  и «опоры на положительное», предложенные  ещё А.С. Макаренко.

Дети сами (взаимно) оценивают каждую компетенцию (личное качество) каждого сверстника (-ицы) по десяти-балльной шкале. Оценка становится достоверной при не менее, чем пяти экспертных оценок (а в группе (классе), как правило, более двадцати обучающихся (воспитанников). Оцениванию подлежат только позитивные качества («ответственность», «гражданственность», «духовность», «пассионарность» и др., к примеру, названные в Послании Президента В.В. Путина (12.12.12 и 12.12.13). Взаимность оценки снимает жесткость, обеспечивает тактичное оценивание. Зная о том, что члены социальной группы будут тебя оценивать периодично (раз в месяц  или в четверть),  каждый старается  совершить по отношению к другому полступки, в которых проявляются, именно, оцениваемые  качества.

1.2.1.       Рассмотрим более детально этот процесс.

Из  расширенного  перечня социальных положительных компетенций  — приложение 1 выбираются  компетенции в зависимости от возрастной  группы, к примеру, 4-й класс — приложение 2,  далее  сами учащиеся  оценивают  друг друга и  заполняют таблицу экспертной карты — приложение 3, статистический анализ  выраженности качеств каждого члена социальной группы проводит педагог и получает информацию о выраженности каждого качества у каждого члена группы — приложение 4, появляется возможность, при последующих, повторных экспертных оценках, сравнивать числовые значение выраженности качеств (сплошная линия, следующий замер — пунктирная линия) и фиксировать: а) либо «сползание» к плохому, либо б) увеличение хорошего (можно строить графики динамики личных качеств в группе, у каждого ребенка, каждого качества и т.д.

 приложение 1

приложение 2

приложение 3

приложение 4

 

Таким образом, решается  сразу несколько проблем,  собирается информация о уровне «воспитанности» («социализованности»), тем самым решается проблема профилактики.

«Сползание» к плохому будет проявляться в поведении воспитанника по отношению к сверстникам (уже в младшей группе, у 3-4-летних). И можно, через ребенка, увидеть, что происходит в семье: если уровень  положительных  социальных компетенций у ребёнка  растёт, то нет  необходимости вмешиваться   в   семейные отношения.  Если же   положительные компетенции  у ребёнка ухудшаются (проявляются все реже),  тогда  требуется квалифицированное вмешательство, начиная с педагога, работника социальной защиты, участкового и проч.

Начинается все с  использования педагогом своих компетенций для индивидуального подхода к ребёнку. Если возникает необходимость, то привлекаются социальные педагоги, психологи, медицинские работники, зам. директора по воспитательной  работе, родительская общественность (по методике проф. Молчанов С.Г.) и  т.д.

Такая технология позволит идентифицировать семьи, «сползающие» в  маргинальное социальное пространство,  которыми и будут заниматься органы опеки и соответствующие НКО.

  1. Общие статистические данные, о воспитании личностей, анализируются  с привлечением специалистов педагогического университета  и  передаются министерству  образования,    для принятия  и корректировки  стандартов   положительных социальных компетенций.

Внедрение предлагаемой технологии позволит избежать капиталоемких, трудозатратных (и кроме того, чуждых нам и противоречащих нашему законодательству)  ювенальных технологий.

Создание новых структур обременит бюджет и увеличит коррупционность.  В «Законе об образовании»  нет должного отношения  к воспитанию  учащихся.  Используя  закон «О социальном обслуживании»   внедрив методику   Молчанова С.Г., мы тем самым дадим существенный импульс  учителям для   развития  и главное оценки воспитательных процессов в школе.