Резолюция альтернативных общественных слушаний по семейной политике. Челябинск, 26 сентября 2015

Опубликовано

ПРОЕКТ

Сегодня 26 сентября 2015 года мы, родители и представители общественных организаций Челябинска, обеспокоенные происходящими случаями, о которых мы (общественность) узнаем непосредственно от пострадавших родителей и их детей, а также через СМИ. Необоснованное изъятие детей, давление на родителей, игры с судьбами детей-сирот, пострадавших в приемных семьях — всё это следствие реализуемой политики с ювенальным уклоном в отношении семьи, материнства и детства в Челябинской области.

Возникает очевидная необходимость в корректировке направления развития семейной политики в Челябинской области.

Отсутствие реального взаимодействия между органами (опеки и попечительства, социального обслуживания, законодательной и исполнительной власти), реализующими семейную политику и крупными родительскими общественными организациями, имеющими опыт в сфере защиты семьи, сказывается негативным образом на возможность воплощения в жизнь принципов помощи и поддержки семьям.

После проведения альтернативных общественных слушаний по теме «Трансформация семейной политики в Челябинской области. Аспекты внедрения ювенальных технологий.» мы, родители и представители общественных организаций, постановили:
направить в адрес органов, принимающих решения в отношении семейной политики Челябинской области, а именно:

Председателю Законодательного Собрания Челябинской области — В.В. Мякушу; Уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области — М.Н. Павловой; Министру социальных отношений Челябинской области — Т.Е. Никитиной; Министру культуры Челябинской области — А.В. Бетехтину; Министру образования и науки Челябинской области — А. Кузнецову, Председателю комитета по социальной политике г. Челябинска — Л.Н. Мошковой; Председателю комитета по социальным вопросам при Общественной палате Челябинской области — А.П. Суркову,

следующие решения собравшихся родителей и представителей общественных организаций:

В отношении закона ФЗ-442 «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

Организовать на региональном уровне процесс законодательного изменения в виде подзаконных актов и внесения ряда поправок, нивелирующих вторжение в семью и навязывания социальных услуг гражданам без их волеизъявления, нарушающие конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни и неприкосновенность жилища (ст. 23, 24, 25 Конституции РФ), а также на свободу в заключении договора на оказание социальных услуг (ст. 420, 421 ГК РФ) в законопроект Челябинской области «О социальном обслуживании населения в Челябинской области».

В отношении региональной программы «Южный Урал. Россия без сирот!» (клона федерального проекта программы «Россия без сирот»):

Необходимо четко осознать, что федеральным был только проект программы «Россия без сирот». Самой федеральной программы — нет;

Провести круглый стол с привлечением заинтересованных участников на предмет выявления всех нюансов, связанных с проектом программы «Россия без сирот»;

Отменить критерий эффективности работы детских домов — количество устроенных детей-сирот в приемные семьи;

Пересмотреть главные критерии эффективной борьбы с сиротством в регионе — обнуление банка данных детей-сирот, закрытие детских домов;

Ввести запрет брать детей под опеку, на воспитание, усыновлять, тем семьям, которые хотя бы однажды отказались от ребенка-сироты (тем самым нанесли ему тяжелую травму, сделав его сиротой дважды).

Выявить и развернуть борьбу с истинными причинами возникновения сиротства (выявлять корни возникновения социального сиротства);

Принять за главенствующий принцип устройства сирот в семью — усыновление.

В отношении проблемы домашнего насилия и жестокого обращения в семье:

Пересмотреть формулировку “Жестокое обращение с детьми” в «Порядке по раннему выявлению, профилактике отказов» Челябинской области.

Убрать из определения такие понятия как “пренебрежение нуждами ребёнка, применение недопустимых способов воспитания” в силу их неопределенности и размытости, что может быть истолковано в ущерб интересам семьи.

Для профилактики домашнего насилия разработать и принять программу, целью которой является воспитание подрастающего поколения в традициях семейных ценностей, ставка на оказание помощи семьям, а не на наказание. Возвращение практики лечебно-трудовых профилакториев для лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией по решению суда.

В отношении службы телефона доверия:

Служба детского телефона доверия (ДТД ) осуществляет противозаконную деятельность, нарушающую права и законные интересы родителей и детей. По сути своей эта служба – подразделение ювенальной юстиции, ответственное за сбор и анализ информации о семье.

Абсолютная закрытость службы ДТД (анонимность обращений, анонимность консультантов, непредставление третьим лицам информации о количестве и сути обращений и т.д.) делает невозможным какой-либо контроль со стороны общественности, что создаёт крайне благоприятные условия для административного произвола и незаконных махинаций, как-то: незаконный сбор информации о внутрисемейной обстановке, психологическое и административное давление на родителей, незаконное изъятие несовершеннолетних и т.д.

Вышеуказанные особенности службы ДТД ставят под сомнение эффективность данной программы, её направленность на защиту интересов семьи, и, следовательно, — необходимость существования службы ДТД.

Вместе с тем, оказание психологической медицинской, социальной помощи необходимо осуществлять через кризисные центры на добровольной основе по обращению законных представителей или по решению суда. Консультирование и помощь в таких центрах должны основываться на личном, живом участии в жизни семьи, полном и всестороннем анализе всех семейных обстоятельств, а не только лишь на телефонном звонке несовершеннолетнего. При этом главнейшим принципом оказания такой помощи и её целью должна быть установка на сохранение семьи, укреплении внутрисемейных отношений, преодолении кризисов различного рода.

Предупреждение и предотвращение преступлений – обязанность правоохранительных органов, а не службы ДТД. Все сообщения о правонарушениях должны поступать на горячую линию 02, но никак не на телефон доверия. Все случаи, предположительно подпадающие под категорию «жестокое обращение», «злоупотребление правами» должны рассматриваться с обязательным привлечением законных представителей.

Поставить вопрос об упразднении данной службы.

К предложениям по решению проблем в семейной политике необходимо отнестись с особым вниманием, ибо от этого зависит судьба семьи, а значит и всего общества.

Для детального обсуждения проблем и решений готовы принять участие в более подробном рассмотрении вопросов в формате консультаций экспертов, круглого стола, либо другой форме рассмотрения проблем и выработке решений.
Поддержавшие резолюцию альтернативный общественных слушаний 26 сентября 2015 года представители учреждений и общественных организаций, а также родители и гражданские активисты Челябинской области.